Паспорт экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»

Паспорт экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»

1.  Общие сведения

1.1. Регион Российской Федерации Челябинская область
1.2. Название органа, организации. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №29».
1.3. Адрес 456770 Челябинская область, г. Снежинск, ул. Ленина д. 54.
1.4. Телефон 8(35146)35767.
1.5. Электронная почта.  E- mail: ds29@snzadm.ru 
1.6. Web-сайт: http://ds29.vega-int.ru/
1.7. Руководитель органа, организации (ФИО, ученая степень, ученое звание, почетные звания).
1.7.1. Научный руководитель экспериментальной площадки от ФИРО (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, почетные звания). Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого – педагогического университета.
1.7.2.Ответственный исполнитель экспериментальной площадки (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, почетные звания) В.В.Горбунова, заведующий МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №29».

2. Сведения об экспериментальной работе

2.1. Тема экспериментальной работы. «Синтез слова и музыки как средство развития детей на основе идеологии партнерства и сотрудничества с семьей в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования в рамках осуществления инновационной деятельности»

2.2.Актуальность работы.

Современная социально-экономическая ситуация в России, модернизация образования ставят новые цели и задачи перед системой дошкольного образования, которая сегодня находится под пристальным вниманием государства и общества.

В настоящее время происходит изменение ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее начальному звену. Меняются подходы к организации образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с новым нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность детского сада - приказом Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009г № 655. (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299). Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются первым документом, разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9 от 01.12.2007г. № 309 - ФЗ) определяющий на федеральном уровне, требования к основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения, содержание образования, ставит цели, определяет формы организации образовательного процесса, интегративные качества ребенка, приобретённые в результате освоения Программы дошкольного образования.

Перспектива реформирования дошкольного образования предопределяет качественные изменения в данной сфере. В условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в первую, полноправную, неотъемлемую ступень общего образования. Из социально - пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным, предполагающим постоянную модернизацию и развитие. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении,  развитии.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Знания, умения, навыки должны рассматриваться в парадигме появления и становления у детей раннего и дошкольного возраста важнейших психических новообразований, которые являются основой личностного развития человека.

Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, воспитания и обучения дошкольников, выражающиеся в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, акцентируют внимание на переходе к личностно – ориентированной модели взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

С детьми личностно – ориентированный подход выражается в особенностях организации образовательного процесса и формах организации детской деятельности и направлен на:

- успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении;

- реализацию в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий;

- оптимальность соотношения различных видов деятельности (регламентированной и нерегламентированной) воспитанника, его эмоциональной, познавательной, творческой, физической активности;

- реализацию субъектной позиции воспитанника (его родителей) в образовательном процессе;

- необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения;

- возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями).

Приоритетными становятся индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит такая форма организации образовательного процесса, как занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности в организации образовательной деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная детская деятельность.

От качества организации образовательного процесса зависит результат  формирования интегративных качеств ребенка – выпускника ДОУ, обеспечивающих дальнейшее успешное обучение в школе.

C педагогами личностно – ориентированный подход осуществляется с точки зрения уровня профессиональной компетентности и степени готовности к инновационной деятельности. На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Профессиональная компетентность в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает: освоение педагогом позиции субъекта, реализующего деятельностный подход, а так же формирование у него контрольно – оценочных навыков, развитию рефлексивной позиции.

Для всестороннего и гармоничного развития ребенка, его социализации необходимо взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в рамках социального партнёрства. Главное  в контексте «семья – дошкольное образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Родители являются основной фигурой в обучении и воспитании детей. Ребенок наиболее чувствителен к влиянию родителей. Именно родитель всегда сопровождает ребенка с момента вхождения в систему образования, где дошкольное образовательное учреждение является первым ее этапом, до его самообразования на протяжении всей жизни. Ученые убедительно показали роль семьи в двух аспектах: в неформальном образовании ребенка, в приобщении к общечеловеческим ценностям и в самовоспитании через приобщение к детской субкультуре. За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Инициатором  изменения социальных контактов с семьей является дошкольное образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень их разъяснения и поддержки. Таким образом, в современных условиях изменяются подходы к осуществлению форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Преимущества личностно – ориентированного общения широко известны. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», которые выражаются через установление партнерских отношений, складывающихся в результате интересов обеих сторон. Партнерские отношения ценны тем, что нивелируется разрыв в образовании и культуре двух социальных институтов, посредством:

  • установления доверительных отношений с родителями;
  • открытия перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
  • совместного решения проблем общения с ребенком;
  • обеспечения компетентности ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Работа детского сада должна стать для родителей открытой и доступной системой для объективной оценки качества дошкольного образования.

Семья и дошкольное образовательное учреждение - главные институты социализации ребенка. Их влияние значительно усиливается, если сотрудники детского сада взаимодействуют с родителями на основе партнерских отношений. Однако сотрудничество невозможно без материала для совместной работы, который способствует организации сотрудничества всех участников образовательного процесса, выработке единых требований к воспитанию и обучению ребенка с целью формирования у него в интегративных качеств для дальнейшей успешной его социализации.

Решить эту сложную задачу помогает действенный педагогический инструмент, разработанный отечественными педагогами – психологами, в основе которого лежит синтез слова и музыки, являющийся основным двигателем повышения собственной компетентности ребенка, источником его интеллектуальной познавательной активности.

Используя комплекс специально разработанных цифровых литературно-музыкальных композиций и раздаточных материалов, построенных на основе педагогически обусловленных стихотворных и музыкальных произведений, основанных на синтезе слова и музыки, можно обогатить содержание и формы общения педагога с детьми и их родителями, оптимизировать процессы обучения и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье:

  • поддерживать единые требования к организации жизни детей, единых подходов к вопросам воспитания и обучения в условиях семьи и детского сада без психологического принуждения;
  • стимулировать у детей положительное эмоциональное состояние;
  • поддерживать их активность дома и в детском саду;
  • стимулировать и обогащать образовательную деятельность детей в ходе знакомства с окружающим миром, в процессе художественного творчества, в труде;
  • развивать координацию речи и движения;
  • способствовать развитию всех структурных компонентов устной речи детей (лексики, грамматического строя речи), их эстетическому воспитанию.

Музыка - одно из наиболее действенных и доступных средств воспитания детей дошкольного возраста. Она воспринимается ребенком раньше других видов искусства, всегда вызывает эмоциональный отклик. Развитие музыкальной восприимчивости помогает детям войти в мир прекрасного, а своевременно начатое музыкальное воспитание положительно сказывается на общем и эстетическом развитии личности. Музыкальное воспитание традиционно ориентируется на то, чтобы:

  • доставлять детям радость;
  • побуждать их к активности;
  • прививать любовь к музыке;
  • развивать способность к восприятию музыки (слух, музыкальную память, чувство ритма);
  • вызывать активную реакцию в повседневной жизни (желание проявлять себя в пении, согласовывать с музыкой свои движения, танцы и игры).

Многолетние наблюдения показывают, что при правильно организованном прослушивании песен и музыки у детей улучшаются навыки аудирования, а развитие умения слушать и понимать речь способствует повышению культуры восприятия музыкальных произведений. Классик отечественной психологии А. Р. Лурия писал, что из всего многообразия звуков можно выделить две системы, которые имеют особенно большое значение для формирования человеческого слуха. К ним относится музыка и звуковая речь. В отличие от слуха животных, человеческий слух формируется под влиянием музыки и языка. Синтез слова и музыки помогает развитию речевого слуха детей, повышает культуру речи. Песни напрямую связаны с непосредственными переживаниями детей, с их бытом и играми.

Новизна использования в образовательной деятельности детского сада материалов на основе синтеза слова и музыки заключается в том, что песни в современном мире ребенка (особенно раннего возраста) присутствуют недостаточно. В отечественной музыкальной и поэтической культуре крайне мало педагогически выстроенных музыкальных и поэтических произведений о повседневной жизни малышей. Традиция исполнения песен для детей в семье ушла из нашей жизни. Воспитательная программа детского сада предусматривает занятия пением и прослушивание музыки, однако этим занимаются почти исключительно музыкальные руководители. В результате песни звучат лишь на музыкальных занятиях и праздниках, а в обычной жизни детей они очень редки или вообще не используются. Кроме того, до недавнего времени распространение музыки для маленьких детей сдерживалось недоступностью и сложностью использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Но сегодня развитие цифровых технологий сняло эту проблему. В ходе многолетнего исследования и совместной работы педагогов, психологов, композитора, поэтов, художников, звукорежиссеров и специалистов в области цифровых технологий удалось создать качественно новый набор инструментов для образовательной работы с дошкольниками. Материалы инновационного комплекса методически оформлены в систему образовательных мероприятий, которые согласованно реализуются родителями дома и  педагогами в ДОУ с использованием, в том числе, новых информационных технологий.

Его основу составляют специально созданные детские песни о жизни дошкольников. Тексты песен сочинили известные московские поэты Михаил Грозовский и Марина Туманова, а музыку к ним написал композитор Станислав Коренблит. Благодаря их сотрудничеству появились произведения, которые содействуют развитию ребенка, создают радостную атмосферу в детском саду, предоставляют полезный материал для занятий с ребенком в семье.

Использование материалов, основанных на синтезе слова и музыки, способствует решению задач образовательных областей в режиме дня; их интеграции, формированию интегративных качеств ребенка; установлению партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Таким образом, выбор данных материалов является новацией в образовательной деятельности дошкольного образовательного процесса.

2.3.Цели и задачи.

Цель. практическая реализация совокупности средств развития детей на основе идеологии партнерства и сотрудничества с семьей посредством синтеза слова и музыки в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках осуществления инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Задачи

  • Разработать модель образовательной деятельности МАДОУ с учетом внедрения учебно – методического комплекса «Синтез слова и музыки как средство развития детей на основе идеологии партнерства и сотрудничества с семьей».
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов, правовую и педагогическую компетентность родителей по вопросам доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного образовательного учреждения как равноправных социальных партнеров.
  • Организовать овладение педагогами системой научных взглядов по вопросу внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательную деятельность МАДОУ и вовлечь их в активную, субъектную, проектировочную позицию.
  • Определить структуру и содержание вариативных средств по:
    • внедрению содержания учебно – методического комплекса «Веселый день дошкольника» в образовательную деятельность с детьми в режимных моментах в условиях детского сада и семьи
    • реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы» в режимных моментах;
    • определению основных подходов к организации партнерских отношений взрослого и ребенка в продуктивных видах деятельности.
    • Разработать и апробировать форму фиксации результатов внедрения вариативных средств в процесс воспитания и обучения ребенка в ДОУ и семье.
    • Распространить обобщенный опыт инновационной деятельности ДОУ в рамках сетевого взаимодействия на различных уровнях образовательной системы (детского сада, муниципалитета, области, региона, федерации).

2.4.Сроки проведения. 2011 – 2012 уч. гг

Категория: 

(с) 2014-2021 МАДОУ №29