Лето - замечательная пора, пора отпусков и путешествий, а также масса впечатлений и положительных эмоций. За год Вашего ребёнка появились звуки, ранее ему недоступные. Важно помнить, за лето эти навыки могут, как закрепиться, так и «потеряться». Чтобы не случилось последнего, прошу вас обратить внимание на рекомендации учителя-логопеда.
- Добивайтесь правильного произношения поставленных звуков, исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов со сложной слоговой структурой;
- Обогащайте словарный запас детей новыми словами.
Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.
- Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей.
- Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильный порядок слов в предложении.
- Дети и в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (подтверждено многочисленными исследованиями).
Выполнение всех этих рекомендаций - большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе.
Играем в речевые игры:
· Скажи наоборот (большой – маленький);
· Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб) – рассматривая окружающее;
· Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего;
· Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши ( мама - ЛОШАДЬ, папа - КОНЬ, детеныш - ЖЕРЕБЕНОК);
· Один – много (шар – шары, дом – дома, ягода - ягоды);
· Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик);
· Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный; каша с молоком – молочная; птица летает – она летающая);
· «Четвертый лишний»;
· «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под).
Играем, развивая фонематические процессы:
· В каком слове собачка рычит? (в этом слове есть звук [р]). Пароход гудит? (л) Птичка свистит (с)? и т.п. – для детей 3-4 лет;
· Повтори за мной/ птичкой/мышкой (слоговые дорожки: па – ба, та-да-та, ла-ра-ла, ща-ся-ща и т.д.) для детей 3-7 лет;
· Назови первый (для детей 4-5 лет) и последний (для детей 5-7 лет) звук в слове;
· Где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ – для детей 5-7 лет;
· Какой первый звук? Гласный или согласный? – для детей 5-7 лет;
· Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?) – для детей 5-7 лет;
· Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ? – для детей 5-7 лет;
Закрепляем звуки в играх (подбирайте слова, фразы и стихи со звуком, который автоматизируется):
· «Цап-царап» Твоя ладонь в папиной руке. Повторяй за папой слова, как только услышишь кодовое слово. Быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл, Если папа поймает тебя – победитель он.
· «Шаг вперед» Делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мамой;
· «Барабанщик» - повторяй за мамой слоги и отстукивай ритм;
· «Язык» - повторяй за мамой, как только услышишь слово «язык» - высовывай язычок и ты победил!
· Произнеси столько раз, сколько лавочек на аллее/ цветов на кусте и т.п.
· «Наоборот» Повторяй за мамой. Когда она хлопнет, ты топни и наоборот;
· «Я знаю 5 слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.);
· Если это бывает летом (в лесу, на море, синего цвета, летает и др), то хлопни. Слова повторяй.
· «Мода». Повторяй только то, что можно надеть.
· «Представь что ты…» (кошка – шипи, синичка – свисти, тигр – рычи и т.п.).
· «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно. Только все слова повторять!
· «Почини строчки» Мама перепутывает слова в словосочетании, а ты почини. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп.
Веселого и полезного Вам лета!