2014-2015 уч.год. Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период

Дата: 
13 мая, 2015

          Лето - замечательная пора, пора отпусков и путешествий, а также масса впечатлений и положительных эмоций. За год Вашего ребёнка появились звуки, ранее ему недоступные. Важно помнить, за лето эти навыки могут, как закрепиться, так и «потеряться». Чтобы не случилось последнего, прошу вас обратить внимание на рекомендации учителя-логопеда.

  • Добивайтесь правильного произношения поставленных звуков, исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов со сложной слоговой структурой;
  •  Обогащайте словарный за­пас детей новыми словами.

          Этому способствуют летние путе­шествия, новые впечатления, полу­чаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явле­ний природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фрук­тов и т.д.), животных.

  • Продолжайте вместе с деть­ми читать художественные произ­ведения, пересказывайте короткие тексты,   устно   сочиняйте   сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей.
  •   Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении пред­ложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, не­правильный порядок слов в пред­ложении.
  •   Дети   и в летний период не должны забывать о существовании карандашей,   красок,   пластилина, ножниц.  Помните, что  рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (подтверждено многочисленными исследова­ниями).

         Выполнение всех этих рекомен­даций - большой вклад в работу по формированию правильной и краси­вой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе.

  

Играем в речевые игры:

·        Скажи наоборот (большой – маленький);

·        Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб) – рассматривая окружающее;

·        Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) –          рассматривание картин или окружающего;

·        Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши ( мама - ЛОШАДЬ, папа - КОНЬ, детеныш - ЖЕРЕБЕНОК);

·        Один – много (шар – шары, дом – дома, ягода - ягоды);

·        Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик);

·        Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный; каша с молоком – молочная; птица летает – она летающая);

·        «Четвертый лишний»;

·        «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под).

Играем, развивая фонематические процессы:

·        В каком слове собачка рычит? (в этом слове есть звук [р]). Пароход гудит? (л) Птичка свистит (с)? и т.п. – для детей 3-4 лет;

·        Повтори за мной/ птичкой/мышкой (слоговые дорожки: па – ба, та-да-та, ла-ра-ла, ща-ся-ща и т.д.) для детей 3-7 лет;

·        Назови первый (для детей 4-5 лет) и последний (для детей 5-7 лет) звук в слове;

·        Где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ – для детей 5-7 лет;

·        Какой первый звук? Гласный или согласный? – для детей 5-7 лет;

·        Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?) – для детей 5-7 лет;

·        Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ? – для детей 5-7 лет;

Закрепляем звуки в играх (подбирайте слова, фразы и стихи со звуком, который автоматизируется):

·        «Цап-царап» Твоя ладонь в папиной руке. Повторяй за папой слова, как только услышишь кодовое слово. Быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл, Если папа поймает тебя – победитель он.

·        «Шаг вперед» Делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мамой;

·        «Барабанщик» - повторяй за мамой слоги и отстукивай ритм;

·        «Язык» - повторяй за мамой, как только услышишь слово «язык» - высовывай язычок и ты победил!

·        Произнеси столько раз, сколько лавочек на аллее/ цветов на кусте и т.п.

·        «Наоборот» Повторяй за мамой. Когда она хлопнет, ты топни и наоборот;

·         «Я знаю 5 слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.);

·        Если это бывает летом (в лесу, на море, синего цвета, летает и др), то хлопни. Слова повторяй.

·         «Мода». Повторяй только то, что можно надеть.

·        «Представь что ты…» (кошка – шипи, синичка – свисти, тигр – рычи и т.п.).

·        «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно. Только все слова повторять!

·         «Почини строчки» Мама перепутывает слова в словосочетании, а ты почини. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп.

Веселого и полезного Вам лета!

(с) 2014-2020 МАДОУ №29