Требования к артикуляционной гимнастике
1. Последовательность проведения: рассказ о предстоящем упражнении; показ; выполнение упражнения.
2. Дозировка (5-8 раз) и счет (от5 до15)
3. Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.
4. Проводится в игровой форме.
5. Используется наглядность.
6. Из предложенных упражнений, только одно - новое.
7. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, т.к. прямая спина, тело не напряжены, руки и ноги в спокойном положении.
8. Надо посадить ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого, либо упражнния выполняются перед зеркалом.
9. Нельзя говорить ребенку о неправильности выполнения упражнения, лучше покажите ребёнку его достижения, подбодрите.
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Норма артикуляции свистящих звуков
- губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком со щелью,
- кончик языка за нижними зубами,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз посередине языка.
- «УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- «ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
- «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- «УЛЫБКА-ТРУБОЧКА» - чередование движений.
- «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживаем под счет до 10
- «ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
- "ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- «ФУТБОЛ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами (верхними и нижними).
- «ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- «ГОРКА» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, широкий
- «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА». Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками. Вдох через нос, плавный выдох – через рот. Выполняем упражнение – 5-7 раз.
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков. Норма артикуляции шипящих звуков
- губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью,
- язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх.
- "ЗАБОРЧИК". Верхние и нижние зубы обнажены, располагаются друг на друге. Губы растянуты в улыбке.
- "ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»
- «ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- "ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.
- "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- "ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
- "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.
Артикуляционные упражнения для соноров (звуки «Р», «Рь»). Норма артикуляции звуков «Р», «Рь»
- губы раскрыты, нейтральны,
- зубы разомкнуты,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
- "УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- "ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»
- "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- "ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- "ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
- "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- «АВТОМАТ». Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
- «БАРАБАНЩИКИ ». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».
- «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.
- «ИНДЮК». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
- «Комар» - улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗЗЗ (получится звук , средний между З и Ж).
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.
Артикуляционные упражнения для соноров (звуки «Л», «Ль»). Норма артикуляции звуков «Л», «Ль»
- губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего гласного,
- зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,
- кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и образует с ними плотную смычку,
- боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух,
- корень языка поднят.
- "УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- «ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- "ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.
- "ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- "ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- "ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
- "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- «ИНДЮК». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).
- «ПАРОХОД ГУДИТ». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].
- «САМОЛЕТ ГУДИТ». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.