Что такое дислексия и дисграфия?

Дата: 
25 мая, 2020

Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон КГМ, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.

Дисграфия (от греческого «графио» - писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.

Если уже в дошкольном возрасте формирование какой-то функции запаздывало, то в школе это проявится при чтении или на письме в виде специфических ошибок. Для овладения письмом не достаточно просто видеть окружающий мир (деревья, людей, предметы), необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запоминать и воспроизводить их очертания.

  • И если у ребёнка к моменту поступления в школу недостаточно сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет качественно усвоить написание букв и будет путать их на письме.
  • И если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, позволяющий понимать речь, улавливать оттенки сказанного, различать один звук от другого, он не в состоянии различать схожие звучания, в результате он неизбежно будет допускать на письме замены букв. Услышав звук, он не в состоянии быстро представить его в виде буквы. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.

У детей, страдающих дислексией и дисграфией, часто возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Им свойственные пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти (особенно слуховой), трудности в поведении и общении. Практически у всех таких детей есть проблемы с кровообращением сосудов ГМ.

Ребёнок, страдающий дислексией и дисграфией, осознаёт, что не может справиться с тем, что одноклассникам даётся легко. Неуспехи в школе, непонимание со стороны родителей и учителей могут привести к серьёзным изменениям в его психике. С каждой неудачей он всё меньше верит в себя, постепенно становится молчаливым, застенчивым, необщительным. Боясь насмешек, ребёнок под разными предлогами старается избежать посещения школы. Другая крайность – обида на всех и вся, раздражительность, несдержанность, вспышки гнева, немотивированная агрессия, конфликты с учителями.

Признаки дислексии

  • с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж),
  • читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок,
  • пропускает буквы (марка – мара, куртка – курка), слоги (молоко–мокко, дорожка – дожка), предлоги,
  • заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому – потом),
  • заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана),
  • не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится – говорил),
  • изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из- под листьях),
  • неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье),
  • пытается угадать слово по нескольким первым буквам,
  • плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.

Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.

Стойкие ошибки при дисграфии:

  • пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город – огромный горд),
  • искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух),
  • не дописывание слов и букв (растёт – растё, мышка - мышк),
  • перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки),
  • добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно - дуружно),
  • замена согласных (картофель – картовель, дупло – тубло, сушки - шуски),
  • слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, ясный)
  • разделение одного слова на два (ведёрко – ведёр ко, игра – и гра),
  • неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки – конки),
  • смешение букв, схожих по напсианию Т – П, Б – Д, И – У (потянул – попинул, рябит – рядип, муха - миха).
  • переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э,
  • пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.

Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слова как попало, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. У дисграфиков очень плохой почерк, слова у них словно наползают друг на друга.

Дислексия и дисграфия поддаются коррекции, но её эффективность зависит от степени нарушения, от своевременности обращения родителей к специалистам.

Учитель-логопед группы №5: Панфилова И.Ю.

(с) 2014-2020 МАДОУ №29