Дыхательная гимнастика в детском саду

Дата: 
16 февраля, 2016

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы и с учетом специфики нашего детского сада, занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями общества. За годы работы в нашем детском саду разработана целая система работы в этом направлении. Одним из звеньев этой системы является дыхательная гимнастика после сна.

Значение дыхательной гимнастики.

1. Дыхательные упражнения улучшают легочную вентиляцию, обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру, что особенно важно для детей страдающих бронхолегочными заболеваниями; повышают сопротивляемость, закаленность и устойчивость к заболеваниям дыхательной системы.
2. Положительно влияет на организм в целом, т.к. дыхательные упражнения сочетаются с циклическими: ходьба, бег и общеразвивающие упражнения, что способствует укреплению всех мышц, развитию координации, ловкости.

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, «качаем шины», «рубим дрова» и так далее. Все упражнения имеют игровые названия, например “Кошка”, “Насос” и так далее.
3. Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ж-ж-ж, ш-ш-ш) и сочетаний звуков (ах, ух, фу).
4. Для правильного выполнения детьми дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: - положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких. - положение и движение рук на уровне головы и выше содействуют активизации дыхательной функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы.
5. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
6. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов. Поэтому убеждаем детей делать упражнения комплекса и дома, и в выходные, и в праздничные дни.
Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.
Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20 градусов. Продолжительность занятий от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий.

Педагоги творческой группы составили комплексы упражнений дыхательной гимнастики на год.
ЯНВАРЬ

«Лыжники»
«Сегодня мы с вами отправимся на лыжную прогулку в лес. В ле¬су много снега, идти будет трудно. Пойдут самые ловкие и сильные!» Ходьба на носках, руки на затылке; легкий бег; ходьба с высоким поднятием колен, руки на поясе. «А сейчас почис¬тим нос, чтобы легче дышалось». Воздушный массаж.

ОРУ
1. «Подбери лыжи»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки опушены вдоль туловища.
1 - Поднять руки вперед, вверх, посмотреть на руки - вдох
2 - Опустить руки вниз, на выдохе произносим: «Вот какие» 4 раза.

2. «Ищем лыжню»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, 1- Повернуть туловище вправо, не отрывая ног от пола, руки в стороны - вдох
2 - Вернуться в исходное положение, на выдохе произносим: «Где» 4 раза.

3. «Идем по лыжне»
Имитация ходьбы на лыжах.

4. «Остановились, погрелись» И.п.: ноги
слегка расставлены, руки опущены, 1 - Руки в стороны – вдох 2 - Обхватить плечи руками с произнесением «Ах-ах-ах» 4 раза

5. Самомассаж спины

6. «Спуск с горки»
И.п. ноги слегка расставлены, руки опуше¬ны. 1- Руки вверх – вдох. 2 - Полуприсесть, руки отвести назад с произношением звуков «Уx-yx-уx» 4раза.

7. «Спустились и поехали домой»
Ходьба широким шагом - 15сек.

Гагарина Л.Д., воспитатель группы №4

(с) 2014-2020 МАДОУ №29