Использование логических задач на занятиях по математике и в совместной деятельности

Дата: 
30 марта, 2017

Согласно ФГОС мы должны формировать у дошкольников познавательные интересы, познавательные действия в различных видах деятельности. Создавать благоприятные условия, развивать детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал, воображение. Ценность обучения в настоящий период в том, что полученные детьми знания на различных занятиях, используются для их общего интеллектуального развития. К таким общим интеллектуальным способностям относятся логические операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация, аналогия, систематизация. Умение оперировать этими абстрактными понятиями, умение проводить простейшие логические операции называют логическим мышлением. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для развития логического мышления у дошкольников можно использовать разные средства. Я хочу поделиться своим опытом работы по использованию хитрых (логических) задач. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает у детей интерес. Они учат детей решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические задачи воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться, способствуют развитию умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для её решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Я предлагаю несколько задач, которые использую на занятиях по математике. Использую их в самом начале занятия, это помогает организовать детей и настроить на занятие.

1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)
3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)
4. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)
5. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
6. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)
7. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
8. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)
9. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)
10. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)
11. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему? (Шофер шел пешком)
12. Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними ночь)
13. Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)
14. Два раза родится, один раз умирает. Что это? (Цыпленок)
15. Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)
16. Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? (Возраст)
17. Чем больше из нее берешь, тем больше становится? Что это? (Яма)
18. Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Уроки, домашнее задание)
19. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (Кнопка первого этажа)
20. Может ли кошка выйти из погреба с двумя головами? (Да, если поймает мышку)
21. Что идет то в гору, то с горы, но остается на месте? (Дорога)
22. На дереве сидели 7 воробьёв, одного из них съела кошка. Сколько воробьёв осталось на дереве? (Ни одного: оставшиеся в живых воробьи разлетелись)
23. К тебе пришли гости, а в холодильнике бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь? (Холодильник)
24. Какой город летает? (Орел) 25. Какая река самая страшная? (Тигр)
26. Каким гребешком нельзя расчесаться? (Петушиным)
27. Что сырым не едят, а сварят - выбросят? (Лавровый лист)
28. Его выбрасывают, когда он нужен, а поднимают когда не нужен. Что это? (Якорь)
29. На столе горели четыре свечи, ветер из форточки задул две, сколько свечей осталось на столе.
30. На столе пять стаканов с соком, из одного сок случайно пролили, сколько стаканов осталось на столе.
31. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля – большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
32. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Как научить ребенка решать логические задачи? На начальном этапе, когда ребенок еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, нужно помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т. д. К концу условия обычно дети начинают догадываться какой должен быть ответ. Использование логических задач в непосредственно – образовательной деятельности и самостоятельной деятельности с постепенным их усложнением, ведет к развитию логического мышления и повышению уровня знаний по формированию элементарных математических представлений.

Гагарина Л.Д., воспитатель группы №4

(с) 2014-2020 МАДОУ №29