Лексическая тема «Фрукты»

Дата: 
7 октября, 2019

1. Развитие общей моторики

Текст

Выполняемые движения

На носочки я встаю

Поднимаемся на носочки, руки на поясе (2 раза)

Яблочко я достаю.

Поднимаем руки вверх (2 раза)

С яблочком бегу домой,

Бег на месте

Мамочке подарок мой!

Наклоняемся вперёд и вытягиваем руки (2 раза)

2. Развитие мелкой моторики

Текст

Выполняемые движения

Будем мы варить компот.

Левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать

Фруктов нужно много. Вот.

Загибаем пальчики на левой руке, начиная с мизинца

Будем яблоки крошить,

Ребром правой ладони "режем" по ладошке другой руки

Грушу будем мы рубить.

Ребром левой ладони "режем" по ладошке другой руки

Отожмем лимонный сок,

Сжимаем и разжимаем кулачки

Слив положим и песок.

Щепоткой «посыпаем сахаром»

Варим, варим мы компот,

"Варим" - водим пальчиком по ладошке

Угостим честной народ.

Хлопаем в ладоши

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для губ

«Улыбка» — «Бублик». (чередуем 5 раз)

Упражнения для языка

«Дразнилки» пя-пя-пя (под счёт до 10 – 3 раза)

«Вкусное варенье» (под счёт до 10 – 3 раза)

4. Развитие фонетико-фонематических процессов

  1. Игра «Прохлопай слова». Называем фрукты, деля их на слоги и хлопаем в ладоши. А-пель-син, гру-ша, ….
  2. Игра «Поймай звук [у]». Дети слушают звуки и хлопают в ладоши, когда услышат звук [у]. А, у, а, о, э, а, и…
  3. Игра «Угадай кто сказал?» (Ребёнок отворачивается, кто-то называет фрукт, надо угадать – кто сказал)
  4. Игра «Разговор шёпотом». Произносим словосочетания шёпотом, а ребёнок повторяет: жёлтый банан, сладкое яблоко, зелёная груша, круглый апельсин, кислый лимон, вкусные фрукты…
  5. Игра «Повторяй-ка». (с мячом) Да-да, гу-гу, ту-та, му-ма-му, ба-бу-ба, ка-ку-ку и т.д. слоги со звуками [а], [у].

5. Развитие лексико-грамматических процессов

  1. Игра «Большие и маленькие». (отвечать словосочетанием) Большой апельсин – маленький апельсинчик, большой фрукт – маленький фруктик, большая груша – маленькая грушка, большое яблоко – маленькое яблочко, большой банан – маленький бананчик, большой лимон – маленький лимончик, ...
  2. Игра «Один – много». Один фрукт – много фруктов, одно яблоко – много яблок, один апельсин – много апельсинов, один лимон – много лимонов, один банан – много бананов, одна груша – много груш, ….
  3. Игра «Какой сок?». Сок из яблок (какой?) – яблочный, сок из груш (какой?) – грушевый, сок из бананов (какой?) – банановый, сок из фруктов (какой?) – фруктовый, сок из лимонов (какой?) – лимонный,сок из апельсинов (какой?) – апельсиновый.
  4. Игра «Один (одна)– два (две)». (Играть можно с натуральными фруктами или с игрушками) Один банан – два банана, одна груша – две груши, один апельсин – два апельсина, один лимон – два лимона и т.д.
  5. Упражнение «Подбери признак». (отвечать словосочетанием) Груша (какая?) – вкусная груша, сладкая груша, спелая груша, жёлтая груша…; лимон (какой?) – кислый лимон, жёлтый лимон, овальный лимон…, апельсин (какой?) – круглый апельсин, оранжевый апельсин, сочный апельсин…; и т.д.

6. Вопросы для беседы

  • Яблоко, груша, банан – что это такое?
  • Какие ещё фрукты вы знаете?
  • Где растут яблоки и груши? На чем растут фрукты в саду?
  • А где растут лимоны, бананы, апельсины?
  • Когда люди собирают фрукты? Как собирают фрукты?
  • Можно выкопать или выдернуть фрукт? Почему?
  • Почему нужно мыть фрукты перед едой?
  • Какие фрукты можно есть с кожурой? Какие нужно очищать от кожуры?
  • Что можно приготовить из фруктов?
  • Что можно делать с фруктами? (резать, чистить, мыть, есть, варить, тереть, сушить…)
  • Назовите свой любимый фрукт?

7. Стихотворение для заучивания

Яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко вкусное, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Яков Аким

Учитель-логопед группы №4: Балахничёва Л.В.

(с) 2014-2019 МАДОУ №29