Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

Дата: 
17 января, 2019

Мастер - класс

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада.                    

Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.                                                                                                                                            
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.                                                                         

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?                                                                                                                            

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — не шаблонный.                                                                                                                      

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности..                                                                                                                                

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Именно этому и способствует ТРИЗ-педагогика.                                                                                               

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.                                                 

Это известная и популярная инновационная  педагогическая  система. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».Технология ТРИЗ опирается на положения Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Исходным положением данной технологии по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения - «Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы». В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 году, в настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательства, смекалки, творческого воображения и креативного мышления. Занятия по ТРИЗ воспитывают творческую личность, учат решать задачи творческим путем. Упражнения для выработки навыков эффективного мышления должны представлять собой проблемные ситуации, решение которых производится по алгоритму, то есть с соблюдением последовательности выполнения мыслительных операций.                                                                     

Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо учить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимальных затратах достичь максимального эффекта. Основным методом работы с детьми является педагогический поиск.

1.Игра «Что хорошо, что плохо».                                                                                   

Цель:Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Пополнять и закреплять полученные знания.. Развивать фантазию, воображение. Производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.

2. «Юный изобретатель» (5 – 6 лет).

Развивающая игра, метод – «Морфологический ящик».

Цель:

  1. Формировать у детей умение давать большое количество конструктивных решений и реализовывать их в продуктивной деятельности.                                                                               
  2. Развивать подвижность мышления и творческое воображение.                                                                    
  3. Воспитывать самостоятельность, умение общаться и сотрудничать с друзьями .

Содержание: Детям предлагается игровое поле в виде морфологической таблицы. По горизонтали вверху расположены геометрические фигуры, по вертикали разные по качеству материалы, по горизонтали внизу предметы мебели. Играют двое, выбирается водящий. Игрок водит рукой по игровому полю. Водящий говорит «стоп», затем происходит анализ вертикальных и горизонтальных показателей объекта. Играющие составляют необычные предметы и объекты по разным темам. Оценивается оригинальность придуманного предмета или объекта.

 С помощью комбинации можно получить неограниченное количество вариантов реализации объекта с требуемой главной функцией.

3. «Придумывание новых геометрических фигур»

Развивающая игра, метод – «Фокальные объекты».

(Дети придумывали, какой это мягкий треугольник, лысый треугольник и т.д. Дети пытались найти объяснение, смеялись, удивлялись неожиданным свойствам).

                                                                                                                                Придумывание новой геометрической фигуры по методу фокальных объектов.

Кошка

Цветок

Снег

мягкая

пушистая

зеленоглазая

белая

лысая

маленькая

красивый

тонкий

дорогой

колючий

пахучий

яркий

холодный

тяжелый

мокрый

серебристый

как пух

искристый

 

4. Игра «Создание лимерика» Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась. Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок) Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал) Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал) Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал) Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем. В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, не приземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Спасибо за внимание! Вы творчески подошли к созданию лимерик, прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.  А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты. Спасибо за внимание.

Вопросы-ответы.

Гагарина Л.Д., воспитатель группы №4

(с) 2014-2020 МАДОУ №29