Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Дата: 
12 февраля, 2021

Родители, которые застали время активных игр во дворе, наверняка помнят, как играть в  «Глухой телефон» и «Жмурки». Помимо развлекательной цели, эти игры способствуют развитию очень важного компонента речи:  фонематического слуха. Уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. Для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста должна быть организована не только познавательная, но и игровая деятельность.

Предлагаю несколько игр, направленных на развитие фонематического слуха у Вашего малыша.

Жмурки с колокольчиком ( 4-7 лет)

Цель игры: научить детей распознавать, как далеко от них находится источник звука. Кроме того, игра учит детей ориентированию в пространстве и развивает координацию движений.
Необходимое оборудование: шарф или платок из плотной ткани (можно вместо этого использовать и маску, закрывающую глаза), колокольчик.
Ход игры (играют парами по очереди). Взрослый объявляет, что сейчас начнется игра «Жмурки», но не простая, а с колокольчиком. Затем объясняет правила. Одному из участников игры завязывают глаза, а другому дают в руки колокольчик. Задача первого участника — по звуку колокольчика определить, где находится второй игрок, и поймать его. Задача второго участника — уворачиваться от первого игрока, не давая себя поймать, но при этом все время звонить в колокольчик. После того как первый игрок поймает второго, участники меняются местами. Или же проигравшему завязывают глаза, а на место игрока с колокольчиком становится новый участник.      
Разумеется, первому игроку нельзя подсматривать из-под маски, а второму — зажимать пальцем язычок колокольчика или останавливаться так, чтобы колокольчик не звонил.

Отгадай, что звучит (4-5 лет)

Цель игры: научить детей распознавать звучание разных предметов и определять, из какого материала они сделаны.
Необходимое оборудование: емкости из различных материалов. Например, можно взять стеклянный стакан, деревянную коробочку, металлическую миску и т. д. Варианты могут быть самыми разными: важно, чтобы они по-разному звучали. Кроме того, для игры понадобятся палочка от игрушечного барабана (можно воспользоваться и обычным карандашом) и платок или шарф, чтобы завязывать глаза.
Ход игры. Ведущий расставляет на столе емкости и объясняет, какой предмет как звучит, ударяя по нему палочкой. Продемонстрировав звучание предметов несколько раз, ведущий выбирает первого игрока. Игроку завязывают глаза (или просто сажают спиной к столу с емкостями), после чего ведущий поочередно ударяет палочкой по «музыкальным инструментам». Задача игрока — определить на слух, какой предмет звучит: деревянный, стеклянный или другой. Если игрок угадал все правильно, то он становится ведущим и выбирает следующего игрока.
Примечание. С детьми старшего возраста игру можно усложнить. Например, можно попросить детей угадывать на слух, из какого материала сделан предмет, одновременно ударяя по двум из них. Это способствует развитию слухового восприятия, поскольку ребенку придется не только угадать материал, из какого сделан предмет, но и суметь разграничить в восприятии два совершенно разных звука.

Игра «Загадай любимую игрушку» (4-7 лет)
Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, «Мь- А» - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.

Игра «Меняшки» (5-7 лет)
Взрослый предлагает ребенку послушать слова. В каждом нужно мысленно заменить первый звук на звук С и четко произнести получившиеся слова.

Дом – (сом)     Фон – (сон)
Бок – (сок)       Банки – (санки)
Жук – (сук)      Доски – (соски)
Торт – (сорт)    Танки – (санки)
Лук – (сук)        Ком – (сом)
Бор – (сор)         Хор – сор)

Фонетические сказки (4-7 лет)
Это сказки, где определенный звук встречается наиболее часто. Перед прочтением текста, взрослый дает ребенку задание: внимательно послушать текст, глядя на картинку. Постараться запомнить как можно больше слов с заданным звуком. При чтении текста взрослый должен сильно выделять нужный звук голосом. Внимание: помимо выделения звука голосом, в словах важно сохранять ударение.
Ниже приведен образец фонетической сказки, но родители могут сочинять свои тексты, отыскав подходящую картинку в интернете.

Утро (звук «У»)
Ранним летним Утром просыпается природа. Зайчик навострил Ушки – прислУшивается, нет ли поблизости врагов. Улитка медленно ползет по Узкому листочкУ в гости к своей бабУшке. А ня берегу громко крякают Утки. Они идут на рекУ кУпаться. Все проснУлись. И наша Уля проснУлась, солнышкУ Улыбается.

Учитель-логопед группы №3: Леонова В.А.

(с) 2014-2022 МАДОУ №29