Развитие речи детей 2-3 лет

Дата: 
23 апреля, 2020

В жизни малыша существуют сензитивные периоды: этапы эффективного усвоения определённых навыков. С 2 до 3 лет дети осваивают речь: растет словарный запас, совершенствуется артикуляция. Задача родителей — помочь ребёнку развить речевые навыки.

Основные рекомендации по развитию речи малыша:

  • беседуйте с ребёнком, комментируйте то, что вы делаете, убираясь или готовя еду, задавайте ребёнку вопросы. Не «предугадывайте» желания: родители часто выполняют невербальные просьбы малыша и у него отсутствует потребность говорить. Не давайте малышу, что он хочет, пока он не скажет несколько слов. Проблемные ситуации стимулируют развитие речи.
  • читайте детям (хотя бы 15-20 минут в день);
  • пойте колыбельные, обыгрывайте потешки;
  • сведите к минимуму просмотр телевизора, игры в телефоне и планшете;
  • играйте вместе с ребёнком (малыш подражает взрослому, так стимулируется речь);
  • не коверкайте слова, подражая малышу; подобные словесные фантазии формируют будущие нарушения речи;
  • конструктор, пластилин, карандаши, мозаика, пазлы развивают мелкую моторику. Чем больше ребёнок работает руками, тем меньше проблем с речью.

Развить фонематический слух помогут следующие игры:

  • узнавание по голосу. Участвовать в игре могут от четырех человек. Малыш стоит спиной к играющим. Его задача — угадать, кто называет его имя;
  • узнавание звуков. Подберите разные детские музыкальные инструменты, попросите ребёнка на слух определить, на каком инструменте вы играете;
  • имитация звуков животных. Научите ребенка произносить звуки, свойственные тому или иному животному (кошке, козе, корове);
  • повторение ритма. Родители отбивают простой ритм, просят ребенка повторить его. Можно менять правила: ритм «задаёт» ребенок, а родители воспроизводят его.

Игры для развития артикуляции можно использовать следующие:

  • «поцелуи». Накрасьте губы девочки помадой, попросите сделать несколько отпечатков на листе бумаги; либо посылайте друг другу «воздушные» поцелуи;
  • «воздушные шарики». Попросите малыша надуть щёчки и как можно сильнее выдохнуть воздух;
  • «котёнок лакает молочко». Научите ребёнка делать языком лакательные движения;
  • «язык-художник». Пусть ребенок попробует «нарисовать» на нёбе языком какие-либо простые фигурки. Потом попросите его «закрасить» небо полностью;
  • «кривляющаяся обезьянка». Пусть кроха корчит смешные рожицы перед зеркалом;
  • игры с картинками. Показывайте картинки, спрашивайте, какие звуки издают её участники. Если на картинке девочка укачивает куклу, она сопровождает это звуками «а-а-а», если изображена корова — она мычит, если изображён волк – воет «у-у-у» и т. д.;
  • «дудочка». Малыш складывает губы в трубочку, имитирует звуки, издаваемые дудочкой;
  • «рыбка». Надо пошлепать расслабленными губами, изображая рыбу.

Для развития речевого дыхания помогут следующие упражнения:

  • «одуванчик». Ребенок сдувает пушинки с воображаемого или настоящего одуванчика. Малыш вдыхает носом, выдох делает через рот;
  • упражнение со свечкой. Зажгите свечу, попросите кроху задуть пламя, сделав глубокий вдох носом, а выдохнув ртом. Увеличивайте расстояние до свечи, усложняя задание;
  • «шарик». Возьмите ребенка за руки, сформировав круг. Делайте вдох носом и шаг назад: шар надувается. Выдохните через рот с шипящим звуком, одновременно делая шаг вперед: шарик сдувается, уменьшаясь. Повторите упражнение четыре раза.

Регулярно делайте упражнения, и результат не заставит себя долго ждать!

Учитель-логопед Завейборода Ж.М.

(с) 2014-2020 МАДОУ №29