Рекомендации на лето

Дата: 
25 мая, 2020

Игры для развития лексико-грамматической стороны речи

Тема: «Несклоняемые имена существительные»

1. Знакомство с несклоняемыми существительными.
Попробуем изменить слово пальто.
Это ... , у меня нет ... , красивый цвет у ... , перчатки лежат под ...
Объяснение для ребенка: «Слово «пальто» не изменяется, потому что оно «упрямое» словечко и никогда не  изменяется!!!»

2. Игра «Добавь словечко».
Сравним два слова «автобус» и «метро».
Я вижу ...
Я отошла от ....
Я всегда хотела прокатится на ...
                                  Какое слово не изменялось?
Сравним два слова «
зебра» и «кенгуру»
Я вижу ...
Я подошла к ...
В зоопарке нет ....
Я дала яблоко ...
Какое слово не изменялось?

3. Игра «Составь предложение, используя данные слова».
машина - шоссе; (Наша машина едет по широкому шоссе)
мальчик - кенгуру;                            ….
Мальвина - Буратино;                     …
старушка - метро;                            ….
мама - пальто.                                  ….

4. Игра «Один - много».
Лошадь - много лошадей.
Шапка -
Кенгуру -
Какао -
Чашка -
Куртка -
Пальто - и т.д.

5. Игра «Исправь ошибку».
Л о г о п е д. Я увидела БуратинУ .
Маша едет на метро.
Костя любит по утрам пить какаУ.
В маленькой деревне нет ни одного шоссА.
Я надела пальто.
В зоопарке живут пять кенгурОВ.

           

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

1. Игра «Живой - неживой».
- Люди, животные, птицы - живые существа. Если мы не знакомы с человеком или не знаем названия животного, тогда спрашиваем: кто это?
- Что общего у всех живых существ? (У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть).
- Посмотрите сколько вокруг нас предметов. Они сами не двигаются, у них нет глаз, ушей. Это неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: Что это? 

2. Игра «Хлопни Топни».
 -  Когда услышите название неживого предмета, хлопните, если живого - топните.
Лиса, кукла, кубик, машина, человек, дерево, столб, заяц ... и т.д.

3. Игра «Кто - что?».
Дети выполняют задание, оречевляя свои действия (Девочка - живая, мы спросим про нее «кто?» ... Самолет не живой, мы спросим про него «что?»)
Используем в качестве примеров любой речевой материал или картинки.

4. Игра «Четвертый лишний».
Еж, девочка, медведь, чашка.
Змея, собака, зебра, забор.
Дерево, мальчик, кровать, тарелка.

5. Игра с мячом «Назови».                         
Взрослый кидает мяч и задает вопросы, а ребенок его ловит и быстро отвечает.
Кто идет? (мама, лиса ... ) Что идет? (часы, снег ... )
Кто стоит? ………….Что стоит? …………….
Кто лежит? …………….Что лежит? ………………………

                                                                     

Тема: «Предлоги на, в, над, под» (закрепление)

Предлог – это маленькое слово в предложении, которое нам  помогает понять, где находится предмет.

1. Игра «Назови предлог».
Взрослый говорит предложение с каким-либо предлогом, та рекбенок называет предлог из предложения.
Печенье лежит в коробке.
Миша пошел в первый класс.
Мама и папа ходят на работу.
Котенок Тишка залез под кресло.
Мячик закатился под машину.
Цветы стоят в вазе.
Я люблю ездить на автобусе.
… и т.д

2. Игра «Вставь предлог».
Подул сильный ветер, и все предлоги из предложений улетели. Давайте вставим их.
Снег лежал ... крыше.
Мама положила печенье ... коробку.
Маша повесил свитер ... шкаф.
Щенок сидит … стулом
…… и т.д.

Дети называют всё предложение с предлогом.

3. Игра « Составь предложение».
Гриб – Елка;                                                    Мальчик – лес;
Девочка – автобус;                                          Желудь – дуб;
Собака – будка;                                              Кошка шкаф;
 Жук – листок;                                                Жук - гриб.
Ребенок придумывает  предложение по каждой паре слов (картинок), используя предлоги.

 

Тема: «Приставочные глаголы с разными оттенками значений»

1. Игра «Птичка».
Взрослый демонстрирует действия, оречевляя их.
- Птичка вылетела из клетки, взлетела вверх, подлетела к окну, облетела цветы, перелетела с цветов на подоконник, слетела с подоконника и залетела обратно в клетку.
Взрослый:  Сейчас я снова покажу, что делает птичка, но рассказывать, что она делает будете вы.
Взрослый вновь повторяет действия птички.

Взрослый: Послушайте слова, которые мы произносили: вылетела, взлетела, перелетела, слетела... Эти слова-действия похожи по звучанию, но начало у них разное. Эти слова помогли нам понять, что именно делала птичка.

2. Игра « Исправь ошибки».
Взрослый: Незнайка придумал предложения, но наделал много ошибок. Предлагаю их исправить.

Машина уехала в гараж.
Самолет слетел вверх.
Катя сшила пуговицу.
Мама полила суп.
Маша налила клумбу.

3. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Взрослый: Я буду говорить тебе слово - действие и бросать мяч, а ты говоришь слово-действие наоборот. Например: приехать - уехать.
Налить -                  Закрыть -
Уходить -                Открыть-
Подплыть -    Отплыть -
Зайти -                      и др.

4. Игра «Составь предложение».
нужно составить предложения с разными словами-действиями. («Машина выехала из гаража. Машина заехала на мост. Машина съехала с моста»)
Аналогично дети составляют предложения с глаголами:
 вышивает,                        пришивает,                           шьёт; 
наливает,                           выливает,                             переливает;
прыгает,                             спрыгивает,                        перепрыгивает;
объезжает,                          выезжает,                             подъезжает
и т.д.

 

Игры на развитие фонетико-фонематического восприятия

1. Д/И «Повтори, не ошибись»

ВА-ВЯ-ФУ-ВЯ
БА-БЯ-БЮ-БУ
ДА-ДЯ-ДУ-ДЮ
КА-ГА-ГЮ-КЮ
ПА-БА-ПЮ-БЮ
НА-МА-НЯ-МЯ

2. Игра «Слово рассыпалось» дети называют слово по звукам

ЛУКОШКО
КОСЫНКА
МАЛИНА
МЕДВЕДЬ

3. Д/И «Назови 2 звук в слове»
Обруч, ночка, сучок, водичка, собачка, ручка

 Назови слово со звуком «К»:
- в начале слова
- в середине слова
 - в конце слова

1. Д/И «Отхлопай словечко» (делим слова на слоги)
Шляпа, ножка, гриб, ягода, грибок,

2. Д/И «Поймай первый звук в слове»
(характеристика звуков)
Манка, пушка, дубок, кот, пони, вата, фокус

3. Д/И «Поймай звук в конце слова» (характеристика звуков)
Сны, нити, уши, собака, локти, окно

4. Д/И «Словечко рассыпалось»
Лак, бак, сук, дон, кот, куб

5. Д/И «Прошагай словечко» (делим слова на слоги)
ДУБРАВА, ЛЕСОК, САДОК, ОПУШКА, КРОНА, СТВОЛ, ЛИСТОК, ПИХТА, ДУБОК

1. Д/И «Отхлопай словечко» (делим слова на слоги)
ТУМАН, ЛИСТОК, ДУБОК, САД, СОСНА, ЛИПА, КУСТ, КРОНА

2. Д/И «Поймай первый звук в слове»
(характеристика звуков)

АНАНАС, УТКА, УЧЕБНИК, [А]СИНА, АБРИКОС, УЛИТКА

3. Д/И «Поймай звук в конце слова» (характеристика звуков)
КАКАДУ, МУКА, РУКА.

4. Д/И «Словечко рассыпалось»
ДУБ, ЛУК, ЛУПА, КУСТ, МУКА

5. Д/И «Прошагай словечко» (делим слова на слоги)
ДУБРАВА, ЛЕСОК, САДОК, ОПУШКА, КРОНА, СТВОЛ, ЛИСТОК, ПИХТА, ДУБОК

1. Д/И «Определи место звука [Н] в слове»
См. картинки

2. Д/И «Определи место звука [Н] в слове»
См. картинки

3.Д/И «подарки Наташе и Нине»
(СМ. картинки)

4. Д/И «Словечко рассыпалось»
Дуга, сом, лето, сито, куб, кит

5. Д/И «Скажи мягко»
Используем пройденные согласные звуки

 

1. Д/И «Сосчитай слоги»
Коровушка, кошка, котенок, теленок, козленок, собака, лошадь,

2. Д/И «Назови слово со звуком Н в начале, в середине слов»

3. Д/И «поймай первый  звук в слове» (характеристика звуков)  (схема слова+фишка)
(СМ. картинки)

4. Д/И «Словечко рассыпалось»
Дуга, сом, лето, сито, куб, кит

5. Д/И «Скажи мягко»
НА-…, НО - ……,
НУ - …., НЭ - ……,
Ы - ….

1. Д/И «Сосчитай слоги»
Совушка, птичка, воробей, синица, снегирек, свиристели 

2. Д/И «Назови слово со звуком Дь в начале, в середине слов»

3. Д/И «поймай первый  звук в слове» (характеристика звуков)  (схема слова+фишка)
(СМ. картинки)

4. Д/И «Словечко рассыпалось»
Дуга, сом, лето, сито, куб, кит

5. Д/И «Скажи мягко»
МА-…, МО - ……,
МУ - …., МЭ - ……,
МЫ - ….

1. Д/И «Определи место звука [Б] в слове»
См. картинки

2. Д/И «Определи место звука [Б] в слове»
См. картинки

3.Д/И «подарки Наташе и Нине»
(СМ. картинки)

4. Д/И «Словечко рассыпалось»
Дуга, сом, лето, сито, куб, кит

5. Д/И «Скажи мягко»
Используем пройденные согласные звуки

1. Д/И «Определи место звука [П] в слове»
См. картинки

2. Д/И «Определи место звука [П] в слове»
См. картинки

3. Д/И «Скажи мягко»
Используем пройденные согласные звуки

4. Д/И «Словечко рассыпалось» Петя, Митя, душ, садик

5. Д/И «подарки Боре и Биму»
(СМ. картинки)

 

 

Учитель-логопед группы №5: Панфилова И.Ю.

(с) 2014-2020 МАДОУ №29