Рекомендации логопеда на лето 2018

Дата: 
24 мая, 2018

Уважаемые Родители!
Поздравляем Вас с окончанием учебного года!
За этот год ваши дети подросли, окрепли, научились дружить, достигли успехов в развитии!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, важно помнить, что сформированные в течение года речевые навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Делайте артикуляционную гимнастику. Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:

  • обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • пускать мыльные пузыри через соломинку;
  • надувать воздушные шарики;
  • стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
  • дуть на детские флюгера.

Развивайте мелкую и общую моторику:

  • учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки;
  • собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.;
  • выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
  • играйте с глиной, мокрым песком;
  • играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
  • рисуйте на асфальте цветными мелками.

В дождливые дни можно:

  • собирать мозаику, конструктор, пазлы;
  • перебирать крупы;
  • играть с пальчиками;
  • раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • складывать простое оригами, делать аппликации.
  • вышивать (крупным крестиком);
  • завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • плести из бисера, бусин, резиночек;
  • лепить из пластилина, теста;
  • читать книги.

Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:

  • летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес;
  • экскурсии в музеи;
  • посещение театра, цирка, дельфинария.

Продолжайте вместе с детьми:

  • читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
  • пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
  • придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы;
  • отгадывайте загадки, учите стихи.
  • В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком).

Игры на отдыхе

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут вам совместить «приятное с полезным»:

«Что из чего?»

  • Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.
    Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…
    (дерево, металл, стекло, бумага, кожа, шоколад, резина).

«Пятёрочка»

  • Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)
    Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.
    (Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)

«Пять действий»

  • Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.
    Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…
    (книга, лимон, карандаш, цветок и т.д)

«Кто больше?»

  • Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
    Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная
    "Подбери словечко"
  • Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
    Про что можно сказать:
    Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);
    Старый - (дом, пень, человек, ботинок);
    Свежая - (булочка, новость, газета, скатерть);
    Старая - (мебель, сказка, книга, бабушка);
    Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.

«Вот, так магазины!»

  • Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.
    Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…
    («Мелодия», «Школьник», «Океан», «Шкатулка», «Свет», «Все для дома», «На старт!» и др.)

Советы родителям неговорящего ребенка.

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  • Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  • Не говорите при ребенке о его отставании.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  • Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".

Приятного и полезного Вам отдыха!

Учитель-логопед Завейборода Ж.М.

(с) 2014-2020 МАДОУ №29